Мастерская художественной ковки
заказ по тел.: +7(915)2015670

История художественной обработки металла

Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделится тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла художественных местных традиций, а также народного искусства. Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки, флюгера), по существу не знает аналогов.
Металл является одним из наиболее древних материалов, который человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной мощи.

В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э. Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда, украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого явления в культуре и искусстве.
Формирование особенностей художественного металла, как составной части русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах. Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков знати.

Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений, упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом. Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного архитектурного облика города оружейников.
Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках. И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.
В современной архитектуре, в формировании архитектурно - градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные примеры применения художественного металла. В этом прослеживается определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно - прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе он влияет на формирование облика города.
Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.


С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.
В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение произведений и изделий из художественного металла представляется не только важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.

Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище, которое относится к IV – XII вв. нашей эры и принадлежало одному из восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.
Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы – вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.
На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы. Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия, когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла. Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы, строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


Возврат к списку