Мастерская художественной ковки
заказ по тел.: +7(915)2015670

Устройство и оборудование кузницы

Это было в 1953 году. Мой отчим был направлен райкомом в отстающий колхоз - поднимать тамошнее хозяйство, и всей семьей мы переехали жить в одну из деревень. Около дома, где мы поселились, находилась колхозная кузница. Однажды я из любопытства зашел посмотреть, что это такое, и был потрясен увиденным. Снаружи кузница напоминала кучу тлеющих бревен. До сих пор помню это черное от копоти и пыли сооружение с земляным полом, маленьким тусклым окошком и большими деревянными воротами. Дым застилал все помещение, только лучи света пробивались сквозь щели в стенах и крыше. В дальнем углу возвышалось огромное сооружение из кирпича и металла, внутри которого горел большой костер с ярким огнем и едким дымом. На полу валялись куски железа, старые подковы, кувалды и какие-то непонятные приспособления. В центре, на большом покосившемся пне, стояла громадная наковальня, вся побитая молотками и зубилами, у стены, на пеньке поменьше, были приделаны кузнечные тиски, а на скамейке у оконца сидели три чумазых мужика неопределенного возраста...С тех пор я частенько заходил в эту кузницу, настолько сильно заворожила меня магия огня и раскаленного железа.

Интерес к посещению кузниц сохранялся у меня в течение долгих лет: общался с кузнецами, наблюдал за их работой.

В 1967 году я попробовал сделать свой первый горн и начал ковать примитивные железки. На первых порах было очень трудно: ведь никакой литературы по технологии ручной ковки не было. Много времени я проводил в библиотеках, просто ходил по городу, изучая прекрасные образцы художественной ковки Петербурга и пригородов, ездил в другие города Белоруссии, Украины и Прибалтики, скупал в магазинах всю литературу по металлообработке. За многие годы у меня собралась приличная библиотека по искусству и различным ремеслам, значительную долю в ней занимает литература по кузнечному искусству. Последние тринадцать лет я полностью посвятил освоению этой тяжелой, но очень интересной профессии. За это время удалось построить собственную, хорошо оборудованную мастерскую, я сделал огромное количество проектов и работ в материале, участвовал во многих российских и международных фестивалях, симпозиумах, встречах и выставках. В родном городе Гатчине и в Санкт-Петербурге прошли три персональные выставки. Имея столь большой опыт, я хочу поделиться им. Мне хочется, чтобы мои статьи носили не только учебный характер по конкретным технологическим приемам, но и стимулировали творческое начало в работе. На примерах лучших образцов мирового кузнечного искусства хотелось бы развить у читателей интерес к поиску новых нестандартных художественных и технических решений. На мой взгляд, в последнее время наблюдается серьезная деградация вкусов, и многие талантливые кузнецы в погоне за большими деньгами скатились сегодня к элементарной халтуре в стиле "а-ля ковка". Хочу обратить на эту проблему внимание не только кузнецов, но и потребителей, и, в первую очередь, состоятельной части общества, наших потенциальных клиентов: обычно за мнимой дешевизной скрывается очень низкий художественный и исполнительский уровень изделий...

Что такое кузница?

Итак, начинаем первый урок, который посвящен непосредственно кузнице, ее устройству и оборудованию. Что же такое кузница? В двух словах, это помещение, оборудованное для выполнения кузнечных работ. А если подойти к этому вопросу творчески, то кузница для кузнеца, увлеченного своим делом, не просто помещение, - это его дом, его храм, в котором происходят всевозможные чудеса. В кузнице мастер проводит практически все свое время. Здесь он работает, отдыхает, творит, мыслит. Рассказывали, что мой дед во время работы сочинял стихи, а мой хороший друг, кузнец из Гданьска Анджей Дайковский, во время работы вместе с помощниками поет арии из опер. Много всевозможных событий могут происходить с человеком в кузнице.

Бесспорно, устроить ее проще тем, кто живет в сельской местности, имеет небольшой приусадебный участок или дачу. В городе это сделать достаточно сложно, за исключением тех случаев, когда мастер работает на заводе и как-то связан с заводской кузницей, где есть необходимое оборудование. Кстати, сразу оговорюсь: если кто-то осваивает ремесло с целью разбогатеть - бросьте эту затею. Ни в России, ни в других странах я не знаю ни одного хорошего кузнеца, который заработал бы большие деньги. Работа в кузнице постоянно требует помощи одного или двух помощников, поэтому постарайтесь сразу найти себе друзей-единомышленников. Правда, я уже много лет работаю один, проявляя чудеса изобретательности: вместо молотобойца у меня - пневматический молот, в качестве подручных - различные приспособления.

Тем, кто хочет постичь все тонкости кузнечного искусства (подчеркиваю, именно искусства, а не ремесла) - и начинающим кузнецам, и тем, кто давно уже работает, я советую немедленно начинать заниматься изобразительным искусством. Молодым рекомендую художественную школу, изостудию, кружок рисования, те, кто старше и опытнее, могут брать уроки у профессиональных художников. Идеальным вариантом будет получение специального художественного образования. Необходимо изучить технику и законы рисунка, живописи и композиции. Без этих знаний невозможно стать настоящим специалистом в художественной ковке. Однако быть грамотным ремесленником тоже неплохо - сегодня ощущается острая нехватка профессиональных мастеров.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


Возврат к списку